Главное меню

Главное меню

Здоровое питание и правильный образ жизни - путь к долголетию

Детская наркомания – проблема, не чуждая современному обществу

Немного статистики

Наркомания среди молодежи нашего общества теперь имеет те же масштабы, что и в старых фильмах. Средний возраст молодых людей, для которых вредная привычка стала условием существования, колеблется в пределах от 15 до 17 лет. Значительно возрос интерес к наркотическим препаратам среди детей 9-13-летнего возраста. Стали известны случаи, когда первую пробу делают дети уже в 6-7 лет. И гадать не нужно: родители таких детей – наркоманы.

Согласно статистическим данным, детская наркомания достигла таких масштабов, что не замечать этот порок общества уже нельзя. 9 украинских школьников из десяти знают вкус "травки". Каждый пятый российский наркоман – школьник. 60 процентов из числа наркозависимых – молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. 70 процентов наркозависимых впервые попробовали наркотики за углом школьного здания, в клубах или на дискотеке.

В России один наркоман собирает почти полтора десятка "сподвижников". Уровень детской смертности вырос в 42 раза. На эту цифру печальной статистики накладывает отпечаток тот факт, что продолжительность жизни наркозависимых людей ограничиваются 4-5 годами.

Причины наркомании среди детей

По наблюдениям медиков, существует несколько причин, факторов, способствующих раннему увлечению наркотиками.

  1. Биологические. Под ними подразумевают врожденную предрасположенность ребенка к препаратам. Они полностью формируются на родительской зависимости и слабой сопротивляемости психоактивным препаратам.
    Первостепенное значение имеет поведения молодой мамы в период беременности.
    К этой же категории относят и влияние некоторых медикаментов.
  2. Социальные. Несоизмеримо большое влияние на ребенка оказывают семья, школа, друзья и др. Ребенок не должен ощущать чрезмерную опеку ни со стоны родителей, ни со стороны школы. Каждая сторона несет свою долю ответственности, но это не означает, что кому-то отдается приоритет и соответствующая ответственность. Все должны быть не просто внимательны к подростку, а и учитывать ситуацию с наркотиками, которая сформировалась в конкретном месте жительства ребенка.
    Подросток может очень болезненно реагировать на взаимоотношения внутри семьи.
  3. Психологические. Раздражительность и замкнутость ребенка часто становятся фактором, толкающим к вредной привычке. Дополнительный толчок в этом направлении может сделать не сформировавшийся характер. Душевная пустота. Апатия и безразличие к происходящему вокруг оборачивается неосмысленностью собственной значимости в жизни. Попытки самостоятельно найти выход из какой-то сложной ситуации , часто подталкивают на сомнительные по результативности и опрометчивые решения. Здесь неоценимую роль играет своевременное вмешательство родителей. Смогут ли они "поймать мгновение", правильно сориентироваться – вопрос, от которого зависит дальнейшее поведение ребенка.

Обобщая основные причины наркомании среди детей, специалисты констатируют, что развитие наркомании находится в руках и родителей, и окружения подростка, и в самом молодом человеке. Никто из его окружения и, в первую очередь, родители, не имеют права выпускать воспитание ребенка из-под своего контроля и оставлять "вне зоны видимости".

Легче предупредить…

Закладка установок, способных в дальнейшем повлиять на поведение ребенка в отношении одурманивающих веществ, происходит очень рано — в 4—5 лет. Именно в этом возрасте де­ти начинают оценивать и регулировать свое поведение, об­щаться с друзьями, преодолевать первые трудности. Если в этот период ребенок не научится строить свои отношения с ок­ружающим миром, впоследствии ему будет сложно учиться, на­ходить общий язык со сверстниками и взрослыми.

Это может стать причиной появления у ребенка вредных привычек.

У 5 — 6-летних детей уже есть первые представления о конк­ретных одурманивающих веществах. Зачастую взрослые счи­тают, что их дети об одурманивающих веществах — алкоголе, никотине и тем более о наркотиках — ничего не знают. "У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему сыну (дочери) это не грозит" — так порой рассуждают папы и мамы. Нередко и педагоги "благополучных" школ убеждены, что их воспитан­ники ограждены от вредных влияний. Но так ли это на самом деле? К сожалению, сегодня нельзя защитить детей от подоб­ного рода информации — они видят на улице и по телевиде­нию, как употребляют одурманивающие вещества люди, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И дети еще не способны адекватно оценить это. Поэтому очень важно дать им правильную уста­новку, представление о том, что "хорошо", а что "плохо", и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими вещества­ми, необходимо сформировать у него устойчивое негативное отношение к употреблению этих веществ.

Если родители начинают рассказывать ребенку о наркотиках без соответствующей подготовки, то ребенок из этого разговора вынесет только одно: что наркотики есть и что это интересно, считает директор Института возрастной физиологии РАН, физиолог Марьяна Безруких.

Для такого разговора очень важно, чтобы между родителями и детьми сформировались доверительные отношения, полагает она. "Если не выстроены доверительные отношения, если родители не разговаривают с ребенком, то бессмысленно начинать разговоры о вреде", - пояснила РИА Новости физиолог.

Готовясь к разговору с ребенком о проблеме наркотиков, родители должны знать особенности возраста ребенка, интересовался ли он сам ранее темой опасных веществ (в том числе сигареты, алкоголь), эмоциональный настрой ребенка и реакция на трудные вопросы, ваше собственное отношение, какие вопросы могут возникнуть у ребенка и как вы будете реагировать в случае незнания.

Института возрастной физиологии РАН разработал методичку для родителей "Все цвета, кроме черного", она предназначена для воспитания детей с 1 по 11 классы.

Основная роль профилактики относится к выстраиванию межличностных отношений, а также проигрыванию проблемных моментов.

Краткие выдержки из методического пособия: "Все цвета, кроме черного".

Если ребенок растет в благополучной семье и ничего не подозревает о существовании наркотиков, не нужно провоцировать его на этот разговор до тех пор, пока он сам не спросит, полагает Безруких. "Но курение и алкоголь есть повсюду, поэтому нужно начинать говорить о табаке или об алкоголе", - пояснила она. Главное, выработать во время разговора с ребенком позицию отрицания этих зависимостей, полагает Дозорцева.

Родителям необходимо понимание, что если проблемы нет в семье, то ребенка можно спрятать от реальности. К сожалению, это не так. Говорить о проблемах, существующих в обществе, в котором мы живем, необходимо. Предупрежден – значит вооружен.

Часто бывает так, что рассказ о наркотиках - это запугивание и рассказ о печальных последствиях, которые произойдут через сколько-то лет, это болезни, преждевременная смерть и так далее. Для ребенка, особенно маленького, это совершенно незначимо. Это самая порочная форма рассказа. Ребенка не запугать рассказами о том, что его легкие к 40 годам станут черными из-за курения.

Для дошкольников можно начинать изучать проблему в виде сказки рассказать не о самих наркотиках, а вообще о том, как различить "добро" и "зло", считает Дозорцева.

В игре развивается мотивационная основа потребностей ребенка. Возникают новые мотивы и связанные с ними цели. В игре ребенок контролирует свои мимолетные желания, под­чиняясь внешнему контролю со стороны других участников игры, следящих за тем, чтобы все было "по правилам". Ребенок не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее. Благодаря этому формируется произвольность поведения, переход к мотивам-намерениям (ребенок планирует свою деятельность на отдаленный период). Это, в свою очередь, необходимо для воспитания навыков здоровьесберегающего поведения.

Дети младшего школьного возраста осваивают несколько видов игр. Так, сюжетно-ролевая игра строится на базе конк­ретных эпизодов, с которыми дети знакомы. В ходе игры они действуют как конкретные персонажи (герои фильма, сказки и т. д.); могут использовать кукол, говоря от их имени. Ролевые игры могут применяться, например, при формировании навы­ков безопасного поведения в ситуации общения с незнакомым человеком. Причем чем старше ребенок, тем более сложным может быть сюжет игры.

Нужно заводить разговор с того, что опасно что-то пробовать, поскольку иногда зависимость начинается от опробования сигарет или пива, но и таблеток или клея, пояснила Безруких. "Обычно мы начинаем рассказ о маленьком Муке. Это адекватно возрасту ребенка. Маленький Мук попробовал, и у него выросли уши", - сказала директор института.

В старшем дошкольном, младшем школьном возрасте главные задачи профилактики: дать первичное представление о здоровье, его значении, здоровом образе жизни; создание образа своего Я, позитивной "Я-концепции"; выработка умения понимать свое внутреннее состояние.

Первая рабочая тетрадь "Учусь понимать себя" поможет детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научиться рас­сказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управ­лять ими. В этой части включены такие темы: Твои друзья, Как ты растешь (рост и развитие организма), Что ты знаешь о себе и своем организме (в т.ч. проверка внимания и усталость), Твое настроение (в т.ч. каким бывает и как оно меняется, как исправить настроение), Как ты познаешь мир (в т.ч. расширение представления о многообразии мира), Твои чувства, Твои поступки, Твои привычки (в т.ч. значение привычек в жизни человека, полезные привычки).

В рабочих тетрадях по программе "Все цвета, кроме черного" помимо сюжетно-ролевой игры представлены задания на познание себя: "Испуганный ежик", "Просьба", "Отказ"; задания, направленные на развитие коммуникативных навыков" "Как научиться разговаривать с людьми?", "Что такое интонация?", "Как понять друг друга без слов?", "Для чего нужна улыбка?" и т. д.

Родители также как и педагоги должны учить свое чадо:

- понимать себя. Работайте над проблемой незаметно, проговаривая свои эмоциональные состояния и рассказывая, как вы справляетесь. Далее переходите к рассмотрения примеров других, выявляя, например, эмоции других людей. Например, если вы находитесь в очереди в поликлинике или ждете транспорт на остановке, или может быть сидите в кафе, понаблюдайте за людьми, научитесь распознавать их настроение, эмоции.

- размышлять о том, что такое хорошо и что такое плохо. Обсуждайте поступки и привычки свои, других людей, и только потом поступки ребенка. В обсуждении поступков ребенка необходимо удержать баланс от крайних негативных суждений. Важно подпитывать правильное поведение ребенка и именно этим эпизодам уделять наибольшее внимание, подчеркивая сильные стороны характера, поведения и закрепившихся хороших привычек.

- давать отказ и говорить "нет", чтобы ребенок мог отказаться от сомнительных предложений. Учиться этому легче всего в игре и в ежедневных бытовых делах. Оставьте своим детям право сказать "нет" там, где это им уже по возрасту. Например, ребенок не хочет сейчас пить компот, а хочет просто воды или наоборот. Подчеркните его умение совершать выбор в пользу своего состояния и здоровья самостоятельно, поддержите его выбор.

Особое направление работы — преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы, способности добиться поставленной цели. Родители могут это сделать, поддерживая достижения ребенка в достижении все нового и нового уровня самообслуживания, усложнении или расширении домашних дел, которые становятся под силу растущему ребенку.

Материал подготовлен с использованием информации:

Институт возрастной физиологии РАН Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А."Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов".

Полезные ссылки

  • minzdrav
  • minzdrav-kk
  • kuban-online
  • hotline-minzdrav-kk
  • kuban-edu
  • uznai-vracha
  • health
  • kvalif-vrachey
  • pomosh-zhenshinam
  • Nac Proekti Krd
  • Коронавирус в Краснодарском крае: официальная информация
  • Banner Pos Small
  • Telefon Doveriya Banner Cut
  • Selskaya ipoteka
  • medprof
  • Объясняем
  • КубЗдрав
  • Banner Takzdorovo Withqr